Категория: Образование

В чём разница между естественным правом и позитивным правом

В чём разница между естественным правом и позитивным правом

Естественный закон

Естественное право (lex naturalis) - это совокупность норм, которые применяются ко всему обществу и государственной власти, независимо от того, установлены они и признаны этим органом или нет. Каждое человеческое сообщество на ранних этапах своего развития разработало набор норм поведения, что подтверждается одним из латинских предложений « Ubi societas, ibi ius» (там, где в обществе существует закон). Люди также организовали закон с первых организованных групп. Это было необходимо в сосуществовании и социальных отношениях. Первоначально это было обычное право, неписаное. Первый кодифицированный сборник законов был издан правителем Вавилона Хаммурапи (18 и 17 вв. До н. э. ), назвав историков Кодексом Хаммурапи. Кодекс содержал ряд прав для граждан и рабов. Природа Бога (католическая церковь), социальная или неизменная человеческая природа (просвещение) считается источником норм поведения. Святой писал о божественном происхождении закона в своих произведениях. Святой Августин и Святой Фома Аквинский. Сторонники социального права происхождения включают в себя Ян Якуб Руссо и Иммануил Кант. В настоящее время естественное право рассматривается как модель конституционного права. Нормы естественного права относятся к природе человека, которому Бог дал свободную волю, и разуму распоряжаться ими для общего блага. Основная идея естественного права - это идея добра и порядка - добро должно быть сделано. Естественный закон основан на человеческой природе, поэтому его нельзя уничтожить или отнять у человека. Естественное право превосходит создание государственного права, оно касается человеческого достоинства, всеобщего блага и социальной справедливости, а не стремления к власти для удовлетворения своих непосредственных интересов. Естественный закон более стабилен и долговечен, чем установленный закон, поскольку он относится к воле Бога, которая диктует человеку универсальные и неизменные правила поведения в коллективе. Основные примеры естественного права: право на собственность, на жизнь, на плоды их работы, на игру, на религию и т. д.

Позитивное право

Статутное право (ius civile) - это совокупность норм, установленных государственными и законодательными органами с учетом общих норм, принятых в данном обществе. Государство гарантирует соблюдение этого вида закона путем принуждения. Некоторые определяют закон как позитивный закон, потому что он свободен от морального суждения и только его нужно соблюдать.

Отношения между естественным и позитивным правом

Естественный закон:


Закон строго определен ценностью.
Закон выражает стремление к идеям добра, красоты и справедливости.
Моральные нормы даны человеку Богом, они проистекают из человеческой природы и принципов общественной жизни. Они имеют обязательную силу. Моральные принципы должны быть основой правовых норм.

Позитивный закон:


Закон строго лексически определен.
Большинство не видит необходимости оценивать закон с моральной точки зрения.
Моральная норма не теряет своей силы, даже если она считается несправедливой и аморальной.
Стандарт теряет вес и значение только тогда, когда он отменяется законодательным органом в соответствии с процедурами.
В законе есть нормы в государстве.
Несмотря на несоответствие между сторонниками закона существуют теории, которые считают целесообразным следующие рассуждения:
Среди норм поведения есть те, которые определяют только моральные нормы.
Некоторые виды поведения определяют только правовые стандарты, например, процедуры для осуществления определенных действий.
Есть поведение, регулируемое как моральными, так и правовыми нормами, например, убийство.
Поведение каждого человека регулируется законом, который содержит моральные принципы.

Формула Радбруха

Формула Радбруха диктует несоблюдение позитивного права, если оно нарушает основные моральные нормы. В качестве примера можно привести прецедентное право во время Нюрнбергского процесса, когда нацистское государство приказало нарушить многие моральные нормы, в том числе основные - право на жизнь.