Галера
Галера - гребное судно, часто поддерживаемое парусами. Он использовался в основном в Средиземном море с древних времен (Египет, Финикия, Греция, Карфаген, Рим, Византия ) до 19 века. Для гребли часто использовались рабы или заключенные.
Название галеры происходит от меч-рыбы - галеос, чья голова была похожа на нос галеры. История галеры давняя - от античности до битвы при Лепанто (1571), где около 550 галер встретились в войне Святой Лиги (Испания, Венеция, Генуя) с турками. Хотя галеры все еще можно было найти после этой битвы (до 19 века), но они стали выполнять более почетные и представительные функции.
Галеры были довольно узкими, отношение их ширины к длине составляло 1:6, в конце даже 1:9, что позволяло достигать высоких скоростей при помощи вёсел. Первоначально на галерах было два, три, четыре и более рядов весел, но с 14 века второй ряд исчез. Дополнительным нововведением (резко отличающая её от триремы или дромона, у которых вёсла были либо пропущены через отверстия в корпусе, либо опирались на фальшборт ) является использование апостиса, — это возведённая на её палубе широкая платформа для гребцов, на внешний продольный брус которой — аутригер, апостис, постицу — опирались вёсла. На борт 20-26 весел. С дальнейшим развитием весло начинает весить до 250 кг, и в этой конфигурации им управляют около 5-8 гребцов. В 13 веке появляется кормовая надстройка, а с 15 века - навесной руль управления.
Также на галерах использовались паруса. Хотя на галерах были и весла, но также использовались латинские паруса как дополнительный источник тяги. Изначально это был один парус, с 15 века - два.
Основным оружием галер был таран (позже также дополнительный таран сбоку), который использовался для того, чтобы таранить вражеский флот или ломать ему весла. Кроме того, у галер был абордажный мост.
С 15 века на галерах появились пушки. Они распологались в носовой надстройке в количестве 3–7 штук. Самые большие (24-26 фунтов) находится спереди, а меньшие - по бокам. Помимо галер, производились несколько похожих типов судов, таких как четверть-галеры и полугалеры. Закат эпохи галер был продиктован эффективностью артиллерии на галеонах.
Трирема
Трирема [также используется вариант триеры] (греч. Τριήρεις triēreis ) - древнегреческая галера с тремя рядами весел, сначала на вёсельной тяге, а затем парусная. Предполагается, что триеры начали появляться в середине VII века до н. э. Хронологически и структурно можно указать, что греческие триремы были предшественниками римских кораблей. Триремы были очень подвижными, могли иметь длину до 38–41 м и ширину 3–5 м, осадку до 1, 9 м, водоизмещение до 70-90 тонн, скорость до 9 узлов на веслах; 12 узлов с помощью парусов; 6 узлов - крейсерская скорость с разделением экипажа на две вахты. Клюв был защищен тяжелым, обычно бронзовым тараном, который был основным оружием трирем.
Экипаж корабля состоял из 170 гребцов, 13 матросов, рулевого, командира (называемого триерарком) и четырех его помощников, а также музыканта, который задавал гребцам ритм, играя на аулосе. В триере обычно было около 10 гоплитов (до 40 в боевых условиях) и 4-5 лучников. Гребцы рассаживались следующим образом: верхний ряд ( транит ) - 31, средний ряд ( зигит ) - 27 и нижний ряд ( таламит ) - 27, т. Е. По 85 с каждой стороны. Все члены экипажа греческих кораблей были свободными людьми, гребцы были из беднейших слоев общества и никогда не служили по принуждению.
Тактика гребного корабля того времени ограничивалась тараном или абордажом. В его рамках выделялись три основных маневра - periplus (фронтальный маневр в сторону противника, завершившийся тараном), diekplus (линейный маневр, заключающийся в фронтальном разбивании вражеского флота с разбиванием весел и абордажом) и kyklos (оборонительное, круговое положение). Перед боем парус снимали, мачту складывали и прятали под палубой. Там же до последнего момента прятались гоплиты и стрелки, готовые к возможному абордажу. Снаружи, за специальными занавесками, находились только командир, его помощники и рулевые.
Греческие триремы были (по сравнению с финикийскими или персидскими кораблями) очень низкими и поэтому (в бою) более устойчивыми к боковому ветру. Благодаря значительным конструктивным отличиям корпуса афинских триеров также лучше вели себя на волнах и при коротких замыканиях с корпусами кораблей противника. Если невозможно было сесть на абордаж или протаранить врага, капитан триеры мог попробовать еще одну технику: он использовал свой контркурс, чтобы почти задеть борт вражеского корабля. В последний момент гребцы спрятали свои весла под палубой, и триремы ломали весла противнику, лишая его возможности продолжать бой.
Основные различия галеры и триремы
1. Обшивка триеры собрана в шип (так уверяют истореки). Соответственно она неразборная (т. е. одноразовая) и не подлежит ремонту при повреждении в результате крушения или червеядения.
Обшивка галеры собиралась на гвоздях. Она подлежит неоднократному ремонту при регулярных килеваниях.
2. Обшивка триеры имеет несущий корпус. Оба борта пристроены к килю и штевням. Внутренние части скелета встроены после сборки корпуса. Борта усилены не очень толстыми полушпангоутами. В результате корпус оказывается непрочным, на волне подвержен перегрузкам на излом и скручивание. Для устранения перегрузки на излом применяется толстый канат, натянутый через все судно. На реплике «Олимпия» этот канат рвался от перегрузок и был заменен на стальной. Кроме него на реплике использовались железные скобы, болты и струбцины, просматривающиеся на фотографиях. Реплика испытывалась только в штиль или при легком волнении.
У галеры обшивка навешивается на скелет (силовой набор) из киля и часто (!) расположенных шпангоутов (шаг составлял 30-40 см), стрингеров и пр. Галера в обязательном порядке имела палубу. От перегрузок на излом галеру предохраняла куршея, представлявшая собой прочно сбитый из больших брусьев пандус шириною 90 см и высотою 60 см, тянущийся вдоль осевой линии корпуса поверх палубы.
3. Триера имела нижний ряд весел на уровне всего лишь 40 см от воды. Весельные порты были забраны кожаными рукавами. Наличие этих отверстий значительно снижало герметичность корпуса и мореходность судна. При начинающемся волнении весла нижнего ряда не использовались, весельные порты затыкались кожаными заглушками (так уверяют реконструкторы).
Галера располагала герметичным корпусом, который корабелы называют «плавучее тело».
4. Триера не имела помещений для хранения припасов и снаряжения. Ее должны были сопровождать транспортные корабли. Автономность плавания низкая.
Галера имела полноценный трюм (там располагались гребцы и находились припасы), каюты для офицеров располагались в кормовой надстройке.
5. Триера типа «Олимпии» не имела боевых площадок. Устройство верхней палубы привело бы к большей осадке судна, ухудшению остойчивости, управляемости, снизило бы скоростные характеристики.
У галеры имелась боевая площадка на носу. Там же располагались специально оборудованные места для орудий.
6. Триера не имела балласта. В качестве него выступал экипаж, равномерно распределенный относительно оси судна. При паническом бегстве или боевых действиях на самом судне триера опрокидывалась. Ее преимуществом было то обстоятельство, что она не тонула по причине отсутствия балласта, и на ней даже в перевернутом состоянии могли спастись несколько десятков человек.
Галера имела балласт, потому экипаж мог вести боевые действия на палубе.
7. При недогрузе триеры (ввиду малочисленности экипажа) помимо быстроходности теряется такое ее качество как остойчивость. Она становится валкой на волне, использование паруса рискованно.
Галера таким недостатком не страдала.
8. Триера имела прямой парус большой площади, который позволял ходить в основном с попутным ветром. Рифы в античности брать не умели (т. е. уменьшать площадь паруса путем сборки его при помощи пропущенных сквозь парус канатов). Прямой парус имел высокий центр приложения силы ветра, в результате чего сильные порывы сменившегося на боковой ветра могли опрокинуть судно.
Галера имела латинские паруса. При равной с квадратным парусом площади центр приложения силы ветра находился ниже. Кроме того наличие балласта позволяло использовать большую площадь парусов. Латинские паруса позволяли ходить при боковом ветре и даже галсами против него (средиземноморский ветер типа сирокко может дуть в одном направлении много дней).
9. То, что у триеры именуется тараном, по-гречески зовется проемблон. В технической литературе это приспособление называется бульб. Оно служит для уменьшения рыскания судна на курсе и лучшей его управляемости. Управляемость триеры осуществлялась помимо общего маневра веслами при помощи навесных боковых рулей, которые на скорости срабатывали как тормоза, отчего судно выписывало синусоиды. Бульб убирает синусоиду. Как конструктивный элемент он присутствует на военных и гражданских кораблях и по сей день. В принципе проемблон может быть использован как таран против маломерных судов типа небольших челнов и кожаных байдар (скафов). Столкновение с более крупными объектами неизбежно повредило бы форштевень и нарушило герметичность корпуса.
Галера не имела бульба ввиду обретения в 13 веке навесного руля, резко улучшившего ее управляемость. Спереди у галеры имелся т. н. шпирон (однокоренное со словом шпага) – сначала это были штурмовые мостки, а затем нечто вроде декоративного бушприта. Проткнуть шпироном борт средневековых кораблей было нереально (он все время наращивался, пока не достиг к 18 веку 60-80 см) да и незачем (пробоина была бы выше ватерлинии). Галера заходила на абордаж скулой, убрав несколько передних пар весел.
10. Название «триера» с греческого обычно переводят как «три яруса» или «три ряда». На латыни аналог звучит как «трирема», что буквально означает «три весла». Налицо неоднозначность перевода.
Слово «галера» Имеет несколько вариантов происхождения (от галлов, от галереи и даже от рыбки галеры, имеющей вытянутое тело). Я придерживаюсь варианта - галерея. Достаточно взглянуть на выносные борта галеры, на которых расположены уключины. В Средние века существовало несколько вариантов посадки гребцов. Один из них предполагал посадку их в три ряда на раздельных по высоте банках и с разными по длине веслами. Такой способ посадки по-итальянски назывался «терцаруло» (буквально «три весла» – сравни с латинским «трирема»), а галера называлась зензиль.
Итог
Триера типа «Олимпия» являлось слабомореходным судном узкоспециализированного назначения – только для десантных операций (и никаких морских боев!). Она была предтечей галеры, причем тем промежуточным типом технического изделия, существование которого длилось относительно небольшой промежуток времени в сравнении с надежной и экономически выгодной моделью ставшей базовой (для аналогии можно привести несовершенные колесные пароходы, которые в море продержались лишь 50-60 лет, прославившись множеством аварий, и уступили место винтовым).
Оставьте комментарий